Объединение научно-технического и экономического потенциала стран — участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) внесет большой вклад в достижение технологического суверенитета и развитие экономики стран объединения. Однако это требует масштабной государственной поддержки, а также создания единых благоприятных для бизнеса условий на всей территории союза. К таким выводам пришли представители законодательной власти Российской Федерации и аудиторы Счетной палаты России и аналогичных органов стран ЕАЭС по итогам прошедшей в рамках Евразийского форума сессии «Инновационное развитие и обеспечение роста экономик ЕАЭС: эффективность деятельности государственных институтов»
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Объединение потенциала стран — участников ЕАЭС позволит достичь технологического суверенитета и роста экономики
«Важен суверенитет, важны нормальные, справедливые, взаимовыгодные условия международного общения, в том числе экономического общения… Выстраивание альтернативных кооперационных, логистических цепочек, инфраструктурных маршрутов, альтернативных западной схеме, — это наш общий интерес на очень серьезную перспективу», — заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Константин Долгов.
«Большой вклад в решение задач инновационного развития и обеспечения технологического суверенитета для каждой из стран ЕАЭС и государств-партнеров может внести совместная работа на площадке союза. Объединение наших потенциалов и усилий в области инноваций и цифровой трансформации… может позволить сделать качественный скачок», — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», исполняющий обязанности ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Алексей Комиссаров.
«Основа развития государства — научно-технический процесс. <…> Мы должны гораздо активнее продвигаться в научно-технической инновационной политике. У стран ЕАЭС не так много времени для того, чтобы включиться в так называемую длинную волну экономического роста в качестве стран ядра нового экономического уклада», — первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Дмитрий Баско.
ПРОБЛЕМЫ
Развитие инновационного и промышленного партнерства стран ЕАЭС требует унификации системы контроля и надзора со стороны государств
«Экономическая интеграция влечет интеграцию правовую и, как следствие, необходимость изменения правовых институтов и механизмов, важнейшими из которых являются контроль и надзор со стороны государства. При этом унификация отраслей законодательства, напрямую обслуживающих единый евразийский рынок, влечет за собой гармонизацию, подведение под общий знаменатель отраслей законодательства, в частности предусматривающих ответственность за нарушения в экономической сфере. <…> Требуется осторожный взвешенный подход к системе регулирования ответственности, потому что даже институты, имеющие одинаковые названия, в национальных законодательствах могут отличаться по своей правовой природе и функциям, которые они выполняют», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по контролю Михаил Романов.
Технологическое развитие требует государственной поддержки
«Есть ряд позиций, которые сдерживают движение вперед: где-то это коммерциализация, где-то значительные капиталоемкие вложения, где-то научная, инженерная поддержка, развитие инфраструктуры. Поэтому успех в глобальной конкуренции напрямую связан с государственной политикой», — первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Дмитрий Баско.
«Государство должно не бояться, а тоже участвовать, рисковать. <…> Почему банки не кредитуют инновации в такой мере, как обычный инвестиционный бизнес? Возвратность никакая, риск большой, а инновации нужны», — аудитор Счетной палаты Российской Федерации Дмитрий Зайцев.
«Счетная палата приходит, проверяет и показывает риски. Например, сейчас мы более эффективно начали проверять федеральные программы. За каждой из них стоят люди, направления развития. И мы показали, что в госпрограммах содержится большое количество технических показателей, и только 35% федеральных программ выполняется с высокой долей результатов и ответственности», — аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
РЕШЕНИЯ
Создание единых для государств — членов ЕАЭС механизмов контроля и надзора за инновационной и промышленной сферами
«В условиях отсутствия общих для государств — членов ЕАЭС органов контроля и надзора формируется модель соотношения национальных, административно-правовых статусов контрольно-надзорных органов и контрольно-надзорных компетенций этих органов… Вопросы создания единого контрольно-надзорного поля, а также определения векторов регулирования соответствующих институтов в рамках ЕАЭС также могли бы быть отражены в концепции, либо найти свое место в самостоятельном документе. <…> Крайне важно определить границы юридической интеграции при осуществлении экономической деятельности, а также унификации правовых режимов, связанных с регулированием хозяйственной деятельности», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по контролю Михаил Романов.
«Проведение совместных проверок представляет особую значимость для высших финансово-контрольных органов наших стран. Поскольку они позволяют не только обеспечить согласованность показателей, сопоставлять данные в ходе осуществления контроля, но и обмениваться опытом и знаниями. Уверен, что данные контрольные мероприятия внесут значительный вклад в улучшение финансирования в ЕАЭС», — член Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан Тлеген Каскин.
Государство должно оказывать поддержку инновационному бизнесу
«Государственное плечо бизнесу очень важно подставлять. <…> Важнейшее направление нашей совместной работы в рамках ЕАЭС — это поддержка технологического развития, инноваций, НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Ред.]. Очень важно не только давать больше средства, но очень важно еще и методологию поменять. Важно здесь простимулировать максимально изыскания», — заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Константин Долгов.
«Государство в инновационном бизнесе — такой же полноправный участник, как и предприниматель. Государство — предприниматель в инновационном бизнесе. <…> Только государство дает рывок. <…> Нам нужен Институт инновационного развития в ЕАЭС, который должен действительно по-другому подходить к этому бизнесу, чтобы толкать инновации, это не просто предпринимательство, не простые инвестиции», — аудитор Счетной палаты Российской Федерации Дмитрий Зайцев
«Переход к экономике, основанной на знаниях, резко увеличивает и роль государства как системного института развития, которое обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала и благоприятные условия проведения НИОКР, роста инновационной активности. Одновременно повышается значение государственной научно-технической инновационной образовательной политики», — первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Дмитрий Баско.
«Органы аудита играют огромную роль в организации и управлении инвестициями. На материалах наших проверок можно учиться и более глубоко рассматривать вопросы эффективности финансов. Чем профессиональнее мы работаем, тем лучше будут жить наши граждане – а это ключевой вопрос», — аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org