Техническое регулирование электронной торговли в ЕАЭС: безопасность товаров на электронных площадках
В условиях стремительного роста электронной торговли и увеличения числа маркетплейсов во всех государствах – членах Союза, в том числе представленности товаров зарубежных продавцов на страницах маркетплейсов Союза, остро встают вопросы обеспечения безопасности товаров, приобретаемых физическими лицами.
В Таможенном кодексе Союза выделены две новые категории товаров.
товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, которые должны помещаться под таможенную процедуру «таможенного склада» с соблюдением «полноформатных» мер технического регулирования (с документами об оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза).
товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами. Эта категория товаров, в отношении которых принят подход по внедрению уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Союза.
Проводимая в рамках Союза работа по определению общих подходов к регулированию обращения товаров электронной торговли, в том числе в части обеспечения их безопасности, позволит как определить сопоставимый механизм введения мер технического регулирования для регулирования безопасности товаров электронной торговли из третьих стран, так и создать благоприятные условия для развития электронной торговли в рамках Союза.
Вопросы для обсуждения:
моделирование подходов к регулированию безопасности товаров электронной торговли как новое направление совместного развития;
новеллы технического регулирования товаров электронной торговли: подтверждение соответствия товаров электронной торговли, ввозимых посредством процедуры«таможенный склад»;
безопасность импортных товаров, предназначенных для реализации физическим лицам на маркетплейсах государств – членов Союза;
вопросы применения уведомительного порядка соблюдения требований технических регламентов Союза в отношении отдельных категорий товаров;
аспекты таможенного администрирования товаров электронной торговли, перемещаемых через таможенную границу Союза почтовыми отправлениями, в целях обеспечения их безопасности.
Валентин Татарицкий — член Коллегии (Министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии
Елена Моргунова — Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Сергей Шкляев — заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
Наталья Савельева — заместитель директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации
Антон Шалаев — руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Александр Попков — директор по сопровождению бизнес процессов ООО «Вайлдберриз»
Алексей Минаев — заместитель управляющего директора ООО «Интернет Решения» (OZON)
Единый рынок труда: перспективы развития
Единый рынок труда ЕАЭС характеризуется ростом спроса на квалифицированные трудовые ресурсы. В целях снижения влияния дефицита рабочей силы на экономическое развитие государств – членов ЕАЭС необходимо совершенствовать условия для повышения мобильности востребованных трудящихся на едином рынке труда Союза.
Важную роль приобретает вопрос признания профессиональных навыков. При межгосударственном трудоустройстве работнику необходимо соответствовать требуемой работодателем квалификации. Отсутствие равноценных квалификаций усложняет доступ их обладателей к трудовой деятельности в другом государстве.
По данным ВОЗ, здравоохранение входит в десятку крупнейших секторов, способствующих развитию экономики, а также является важным источником рабочих мест. Уделение приоритетного внимания мероприятиям по охране здоровья граждан способствует формированию человеческого и социального капитала и расширению возможностей трудоустройства с экономической отдачей.
Вопросы для обсуждения
возможность прогнозирования потребности рынка труда
особенности признания в государствах – членах ЕАЭС профессиональных навыков трудящихся при межгосударственном трудоустройстве
возможность трансграничного непрерывного профессионального развития работников
роль общественных организаций в функционировании единого рынка труда
охрана здоровья трудящихся и членов их семей в ЕАЭС.
Бахыт Султанов — Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Евразийская экономическая комиссия
Рубен Саргсян — заместитель Министра труда и социальных вопросов Республики Армении
Светлана Жакупова — Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Аскар Биахметов — Вице-министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Драган Алексоски — заместитель директора Регионального Офиса МОМ по Восточной Европе и Центральной Азии
Артём Шадрин — генеральный директор Национального агентства развития квалификаций
Тимур Жаркенов — Заместитель председателя, член правления, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Жылдыз Полотова — Министр труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики
Антон Котяков — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации (online)
Светлана Баштовенко — резидент ОО «Ресурсный центр для пожилых», координатор Межстранового экспертно-консультативного совета по миграции
Виктор Пинский — генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов
Сиддхартха Датта — представитель Всемирной организации здравоохранения в Республике Армения
Инфраструктура и логистика в сельском хозяйстве: современные вызовы и решения
Состояние инфраструктуры и логистики оказывает значительное влияние на эффективность реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия и, соответственно, на конкурентоспособность аграрной отрасли, особенно в условиях кризисов последних лет и нарушения мировых цепочек поставок.
В государствах – членах Союза в настоящее время достаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура, а также высокий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и продовольствием (93,1% в 2023 году).
Вместе с тем существуют проблемы при наращивании товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия как между государствами-членами Союза, так и с третьими странами. Это преобладание мелкотоварного производства (сложно и дорого консолидировать партии, продукция не стандартизирована, издержки на трансграничные операции для малых компаний оказываются слишком большими), дефицит современной инфраструктуры хранения и перевалки скоропортящейся продукции, отсутствие цифровой платформы, низкая пропускная способность и длительное время ручной проверки соответствия документов на отдельных контрольных пунктах пропуска, высокие транзакционные издержки, необходимость вторичных подтверждений, верификаций, бумажных документов и другие.
В данной связи в целях наращивания взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках Союза целесообразно выстраивание транспарентной транспортно-логистической цепи, наращивание объемов складских мощностей, в том числе квалифицированного хранения и снижения издержек, создание системы управления товарно-материальными потоками, обеспечение беспрепятственного перемещения товаров, развитие единых стандартов и информационной платформы.
Вопросы для обсуждения:
состояние инфраструктуры и логистики в агропромышленном комплексе государств-членов ЕАЭС;
значение агрологистической инфраструктуры для производства и экспорта, в том числе мелкими и средними предприятиями;
потенциальные инфраструктурные и логистические проекты в агропромышленном комплексе;
вопросы финансирования инфраструктурных и логистических проектов в агропромышленном комплексе;
потенциал развития цифровой и физической инфраструктуры агропромышленного комплекса.
Алексей Клецко — директор направления сельское хозяйство и возобновляемые ресурсы, розничная торговля и потребительские товары, банки и финансовый сектор ООО «Яков и Партнёры»
Гоар Барсегян — член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии
Арман Ходжоян — заместитель Министра экономики Республики Армения
Вадим Шагойко — заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Ермек Кенжеханулы — Вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан
Самат Насирдинов — заместитель Министра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики
Сергей Левин — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации
Олег Кобяков — Директор отделения по связям с Российской Федерацией, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)
Данил Ибраев — Президент, Кыргызский союз промышленников и предпринимателей (КСПП)
Елена Дыбова — вице - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Никита Банцекин — заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП»
Алевтина Кириллова — Генеральный директор, АНО по содействию в развитии агропромышленной деятельности «Евразийская агрологистика»
Владислав Романцев — директор по стратегическому развитию АО «Управляющая компания «ЭФКО»
Андрей Бодин — исполнительный директор «Евразийской ассоциации сахаропроизводителей»
Екатерина Лучкина — директор Ассоциации «Объединение мясопереработчиков»
Правоприменительная практика и направление развития антимонопольного регулирования на транспортных рынках
В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) вопросы контроля соблюдения общих правил конкуренции на трансграничных рынках переданы на наднациональный уровень. Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) в качестве наднационального регулятора с 2015 г. осуществляет правоприменение на трансграничных рынках.
Приняты документы о разграничении компетенции национальных антимонопольных ведомств государств-членов и ЕЭК. В целом сформирована правовая база в сфере конкуренции. Накоплен значительный практический опыт.
При этом актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед национальными юрисдикциями, транслируются на трансграничные рынки.
Так, значительное время уже в фокусе внимания обоих юрисдикций: усиливающееся влияние цифровизации и платформизации экономик, обеспечение ценовой доступности и свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В год 10-летия подписания Договора о ЕАЭС целесообразно оценить эффективность существующих механизмов и обсудить направления дальнейшего развития деятельности ЕЭК для обеспечения равных конкурентных условий на трансграничных рынках ЕАЭС.
Вопросы для обсуждения:
деятельность маркетплейсов через призму антимонопольного регулирования на трансграничных рынках – нужно специальное регулирование или больше информации?
правовые позиции Суда ЕАЭС по рассмотренным делам в сфере конкуренции;
совершенствование механизмов взаимодействия национальных антимонопольных органов и ЕЭК при рассмотрении заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках и проведении инициативных расследований;
наличие «серых зон» для пресекательных действий национальных антимонопольных органов и ЕЭК при наличии негативных эффектов для конкуренции на рынках ЕАЭС;
обмен информацией с национальными антимонопольными органами по вопросам контроля соблюдения общих правил конкуренции, в том числе на трансграничных рынках ЕАЭС со стороны компаний третьих стран.
Константин Бегиджанов — заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии
Максим Ермолович — член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии
Алексей Дронов — Председатель Суда Евразийского экономического союза
Сергей Максимов — директор Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии
Шушан Саргсян — Член, Комиссия по защите конкуренции Республики Армении (online)
Наталья Василевская — заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Гюльшат Асылбаева — председатель Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (online)
Ерлан Альжан — заместитель Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (online)
Сергей Пузыревский — статс-секретарь – заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы России.
Халилилло Турахужаев — Председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (online)
Электронные торговые площадки ЕАЭС: баланс интересов бизнеса и государства
В настоящее время развитие электронной торговли благоприятно сказывается на формировании единого экономического пространства Союза и повышении благосостояния граждан его государств-членов, так как обеспечивает возможность приобретения широкой номенклатуры товаров на всей территории ЕАЭС, в том числе в удаленных регионах. При этом такой рост обеспечен маркетплейсами – электронными торговыми площадками, на которых миллионы покупателей приобретают товары у сотен тысяч продавцов со всего евразийского пространства.
Уже сейчас, по экспертным оценкам, около 70-75% сделок в рамках электронной торговли совершаются на маркетплейсах. Например, по прогнозам аналитиков, около 50% одежды в следующем году будет продано на таких площадках.
Электронная торговля на маркетплейсах объективно обеспечивает рост занятости, задействование субъектов малого и среднего предпринимательства, развивает инфраструктуру хранения и логистики. Однако с другой стороны, на рынке формируются субъекты с огромной рыночной силой, которые могут оказывать существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так и государств – членов Союза в целом.
Все это определяет необходимость обсуждения как в принципе целесообразности отдельного регулирования маркетплейсов в ЕАЭС, так и поиска оптимальной модели для учета интересов всех участников: государства, маркетплейсов, продавцов и потребителей.
Вопросы для обсуждения
риски и преимущества специального регулирования маркетплейсов;
обеспечение справедливого учета прав и интересов участников;
обеспечение легальности оборота товаров;
препятствия для развития электронной торговли в ЕАЭС и странах-партнерах;
преимущества и риски саморегулирования электронной торговли;
условия деятельности иностранных маркетплейсов на рынке Союза.
Артем Соколов — Президент, Ассоциация компаний интернет-торговли
Андрей Слепнев — Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия
Алексей Сапон — Директор по операциям и развитию в СНГ и Ближнем Востоке Ozon
Александр Попков — директор по сопровождению бизнес процессов ООО «Вайлдберриз»
Анатолий Марков — заместитель управляющего директора Lamoda
Нарек Терян — Заместитель Министра экономики Республики Армения
Дмитрий Русаков — директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции Яндекс
Наталья Василевская — заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Роман Чекушов — Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
Айбек Куренкеев — Президент, Объединение юридических лиц «Ассоциация электронной коммерции Кыргызской Республики» (online)
Сергей Пузыревский — Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Цифровизироваться нельзя остановиться. Где ставим запятую? (по приглашениям)
На сегодняшний день, когда сложилось общее понимание важности реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза, возникла потребность в принятии дальнейших действий, которые позволят основополагающим принципам евразийской экономической интеграции по обеспечению четырех «свобод» в полной мере найти свое отражение в цифровой плоскости.
Идея Цифрового Союза состоит в обеспечении трансграничного информационного взаимодействия в интересах граждан и бизнес-сообщества Союза без ущемления национальных цифровых суверенитетов, и позволяющая масштабировать лучшие цифровые решения на все пространство Союза
Вопросы для обсуждения:
Цифровая повестка ЕАЭС – Шаг к Цифровому Союзу;
обеспечение четырех свобод для граждан Евразийского экономического союза на основе цифровизации;
оборот данных на пространстве ЕАЭС;
регулятивная «песочница» – как механизм реализации цифровых проектов;
формирования «витрины» цифровых проектов Евразийского экономического союза.
Варос Симонян — Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям, Евразийская экономическая комиссия
Константин Шульган — Министр связи и информатизации Республики Беларусь
Нурия Кутнаева — Министр цифрового развития Кыргызской Республики
Максут Шадаев — Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Геворг Меликсетян — Заместитель Министра высокотехнологической промышленности Республики Армения
Асхат Оразбек — Вице-Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Перспективы и преимущества участников общего электроэнергетического рынка ЕАЭС при централизованной торговле электрической энергией
В условиях роста мировой конъюнктуры цен на энергоносители решение стран евразийской пятерки о создании общего рынка электрической энергии является рациональным решением для получения сбалансированных цен и тарифов на электрическую энергию и получения положительной динамики роста национальных экономик стран ЕАЭС.
Запуск общего электроэнергетического рынка существенно повысит уровень энергобезопасности государств – членов Евразийского экономического союза.
Централизованная торговля электроэнергией, обеспечивающая недискриминационные условия для участников общего электроэнергетического рынка Союза, позволит оптимально использовать имеющиеся возможности транспортировки электроэнергии между странами Союза по межгосударственным линиям электропередач для снижения имеющегося дефицита генерирующих мощностей и повышения уровня взаимной торговли внутри Союза
Вопросы для обсуждения:
биржевые механизмы при централизованной торговле – путь к рыночному ценообразованию на электроэнергию.
роль централизованной торговли электроэнергией в обеспечении недискриминационных условий для участников общего электроэнергетического рынка Союза.
централизованная торговля
электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке Союза – перспективы использования национальных валют.
централизованная торговля электроэнергией – ожидания потенциальных участников общего электроэнергетического рынка Союза.
организация системы информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке Союза и механизмы реализации использования электронных цифровых подписей, в том числе выданных в государствах – членах Союза, при осуществлении торговли.
Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Сообщество потребителей энергии»
Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний
Вадим Закревский — директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии
Арзыбек Кожошев — Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, Евразийская экономическая комиссия
Акоб Варданян — Заместитель Министра территориального управления и инфраструктур Республики Армения
Денис Мороз — заместитель Министра энергетики Республики Беларусь
Александр Осмоловский — председатель Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»
Месроп Месропян — Генеральный директор ЗАО «Расчетный центр»
Айдос Дарибаев — председатель Правления АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»
Талгат Темирханов — председатель ОЮЛ «Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация»
Алтынбек Рысбеков — генеральный директор ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана»
Сергей Трофименко — Управляющий директор по рынкам газа и электроэнергии ОАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»
Александр Комиссаров — член Правления – Заместитель Председателя Правления АО «АТС»
Сергей Кирюшкин — советник генерального директора начальник удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис»
Наталья Невмержицкая — Председатель Правления НП «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний»
Олег Лушников — Исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России»
Промышленная кооперация в ЕАЭС: бизнес-идеи и механизмы поддержки
Общий рынок Евразийского экономического союза обеспечивает базовое преимущество – единую экономическую территорию для построения производственных цепочек между регионами государств-членов и привлечения взаимных инвестиций.
Для реализации бизнесом инвестиционных проектов важнейшую роль играет выбор юрисдикции, учитывающий как возможные преференции, так и присущие ей трудности. В части защиты капиталовложений, поддержки бизнеса и гарантий прав предпринимателей инвесторы ориентируются на решения национальных правительств.
Важным фактором, способствующим распределению производств по странам, является логистическая доступность в ЕАЭС и развитие транспортной инфраструктуры, на базе которой создаются инновационные индустриальные центры - международные логистические коридоры и хабы. Это предполагает создание совместных кластеров, технопарков, индустриальных парков, экономических зон, центров компетенций, которые выступают проводниками инвестиций в промышленные проекты и уже показали себя эффективным инструментом поддержки промышленных предприятий и инновационных компаний.
Значительную роль в развитии индустриальной инфраструктуры и поддержке новых совместных проектов играют местные органы власти государств-членов.
Вместе с тем бизнес отмечает ряд препятствий, связанных с реализацией межстрановых производственных проектов. В частности, высокая стоимость заемных средств.
Фактором, способствующим решению этой проблемы, является механизм финансовой поддержки совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, разработанный ЕЭК и государствами-членами. Новый инструмент будет способствовать технологическому развитию и созданию новых моделей производства в государствах-членах, расширению торгово- экономических связей между ними, а также наращиванию взаимных инвестиции.
Темы для обсуждения:
кто инвестирует в промышленность ЕАЭС? Роль иностранных инвестиций в обновлении основных промышленных фондов в ЕАЭС;
вопросы защиты инвестиций в национальных документах стран ЕАЭС;
роль региональных правительств в поддержке промышленной кооперации;
региональные льготы для инвестиционных проектов;
проблемы бизнеса при реализации межстрановых промышленных проектов;
опыт банков и фондов, инвестирующих в кооперационные промышленные проекты в ЕАЭС;
промышленные кластеры как точки роста;
как меняются стратегии трансграничных промышленных компаний ЕАЭС с учетом новых возможностей.
Андрей Точин — директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли
Гоар Барсегян — член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии
Геворг Папоян — Министр экономики Республики Армения
Андрей Кузнецов — заместитель Министра промышленности Республики Беларусь
Канат Шарлапаев — Министр промышленности и строительства Республики Казахстан
Данияр Амангельдиев — Министр экономики и коммерции Кыргызской Республики
Роман Чекушов — Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
Дмитрий Вольвач — Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Виген Енокян — руководитель Представительства АО «Российский экспортный центр» в Республике Армения
Артем Новиков — Председатель Правления Российско-Кыргызского фонда развития
Арсен Казарян — Президент союза промышленников и предпринимателей Республики Армения/
Данил Ибраев — Президент, Кыргызский союз промышленников и предпринимателей (КСПП)
Вероника Исаева — Советник президента, ОАО «Кыргызиндустрия» (online)
Дмитрий Фролов — директор Союза промышленников «Прогресс»
Нонна Каграманян — вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Сергей Майоров — председатель правления Ассоциации «Промышленный кластер РТ»
Нарек Карапетян — вице-президент Группы компаний «ТАШИР»
Дмитрий Исаев — Исполнительный Вице-Президент АО «Газпромбанк»
Екатерина Кузьмина — Вице-президент ПАО «Промсвязьбанк»
Государственные закупки как фактор экономической интеграции
С момента создания Евразийского экономического союза различные интеграционные факторы стали импульсом к модернизации отдельных сфер экономик государств-членов. Так, в сфере государственных закупок наряду с национальной компетенцией активно применяются евразийские инструменты регулирования, способствующие предоставлению национального режима, сближению подходов к осуществлению госзакупок и созданию условий для добросовестной конкуренции.
Дальнейшее сближение интересов государств-членов в области госзакупок поможет создать действительно общий рынок, обеспечив бесшовное участие нерезидентов в госзакупках другого государства-члена, и как следствие, рынок госзакупок может быть насыщен товарами, производимыми преимущественно в ЕАЭС.
При этом, учитывая наличие достаточных производственных мощностей по отдельным видам товарам в государствах-членах, политика поддержки их производителей должна стать более согласованной, а использование в отношении таких товаров такого инструмента как изъятие из национального режима, являться крайней мерой.
Вопросы для обсуждения:
создание общего рынка госзакупок, как один из результатов евразийской экономической интеграции;
соотнесение международных обязательств отдельных государств-членов в сфере госзакупок (к примеру, Республика Армения в 2011 г. присоединилась к Соглашению о госзакупках ВТО) с обязательствами в рамках ЕАЭС;
влияние открытия рынка госзакупок для третьих стран на увеличение количества потенциальных поставщиков, рост конкуренции при проведении госзакупок, эффективность расходования бюджетных средств;
возможность установления праве ЕАЭС права государства-члена на введение ограничений либо запретов приобретения товаров из третьих стран, как альтернатива изъятиям из национального режима;
Цифровизация госзакупок – расширение возможностей для бизнеса, а не инструмент «закрытия» рынка: новый уровень цифровизации – автоматизация квалификации потенциальных поставщиков и оценки их предложений при госзакупках (на примере, Республики Казахстан): плюсы и минусы;
автоматизация передачи квалификационных сведений о потенциальном поставщике из одного государства-члена для целей участия в госзакупке в другом государстве-члене;
целесообразность возрождения идеи создания евразийского портала госзакупок, как единого места получения информации о проводимых в странах закупках;
поддержка производителей товаров, локализовавших их производство в государствах-членах, посредством госзакупок в условиях современных вызовов: возможность проведения в сфере госзакупок согласованной политики протекционизма в отношении производителей, локализовавших производство на территории стран ЕАЭС;
изъятие – крайняя мера, которой должно предшествовать применение механизма «запретов и ограничений» допуска к госзакупкам товаров из третьих стран; эффективность установленных запретов и ограничений при осуществлении госзакупок (на примере, Республики Беларусь и Российской Федерации);
меры привлечения бизнеса к включению сведений об их продукции в Евразийский реестр промышленных товаров.
Аваг Аванесян — заместитель Министра финансов Республики Армения
Максим Ермолович — член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии
Жанар Адикова — директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок
Наталья Тышкевич — заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Республики Беларусь
Наталья Василевская — заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Даурен Кенбеил — Вице-министр финансов Республики Казахстан
Адилбек Бектибаев — директор Департамента интеграции и международного сотрудничества Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан
Улугбек Календеров — Заместитель министра финансов Кыргызской Республики
Алексей Лавров — Заместитель Министра финансов Российской Федерации
Гулнора Рахимова — заместитель Министра экономики и финансов Республики Узбекистан
Туризм в ЕАЭС: новые горизонты
В соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденными Высшим Евразийским экономическим советом 11 декабря 2020 года (п. 10.6.1, 10.6.2, 10.6.5), и в рамках Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь», утвержденной Высшим Евразийским экономическим советом 25 декабря 2023 г., одним из основных направлений экономического сотрудничества является туристическая отрасль.
В разрезе мировой экономики туристическая отрасль является одной из наиболее динамичных и высокодоходных отраслей. Раскрытие потенциала туристической индустрии станет одним из факторов развития смежных отраслей.
Каждая страна ЕАЭС имеет свою специфику и преимущества, особую историю и природный потенциал, уникальные туристические объекты и богатейшее культурное наследие. Продолжим знакомить граждан ЕАЭС с туристическими маршрутами и объектами, в том числе рассмотрим актуальность информационных ресурсов для развития туризма.
Импульс сотрудничеству в туристической отрасли ЕАЭС придаст выработка и реализация концепции развития туризма и формирование стандартов качества оказания туристических услуг на основе национальных и международных.
Участники дискуссии: представители организаций и ассоциаций в сфере туризма государств-членов ЕАЭС, а также представители государств-наблюдателей.
Вопросы для обсуждения:
экономическое сотрудничество в туристической отрасли в рамках концепции развития туризма в рамках ЕАЭС;
стандарты качества туристических услуг;
информационный ресурс о туристических маршрутах и туристических объектах в ЕАЭС;
туристические маршруты в ЕАЭС.
Александр Осауленко — Вице-президент, Российский союз туриндустрии
Нарек Терян — Заместитель Министра экономики Республики Армения
Бахыт Султанов — Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Евразийская экономическая комиссия
Мехак Апресян — Руководитель, Федерация туризма Армении (online)
Филипп Гулый — Председатель правления, Республиканский союз туристической индустрии
Инна Рей — Председатель, Корпоративный фонд «Туристiк Камкор»
Никита Кондратьев — директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации (online)
Мария дель Кармен Орельяна Альварадо — первый заместитель Министра по туризму Республики Куба
Сардор Ниязов — заместитель председателя Комитета по туризму при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан
Евразийская экономическая интеграция в энергетическом секторе: вызовы и преимущества
По прошествии десяти лет с начала функционирования Евразийского экономического союза стала очевидна исключительная устойчивость созданного интеграционного объединения и его адаптивность к изменяющимся внешним условиям и появляющимся вызовам, в которых функционируют энергетические комплексы государств-членов, что свидетельствует о наличии «цементирующих» факторов в основании евразийской интеграции в энергетической сфере.
Топливно-энергетический комплекс каждой страны является фундаментом ее динамичного социально-экономического развития, обеспечивая удовлетворение потребностей населения и промышленности в ключевых энергоресурсах. Учитывая историческую, неразрывную связанность наших топливно-энергетических комплексов, развитие интеграционного сотрудничества в энергетической сфере через взвешенное и поэтапное развития имеющихся весьма эффективных отношений между нашими странами является эффективным и значимым средством реализации основных целей, заложенных в Договоре о Евразийском экономическом союзе: создание условий для стабильного развития экономик участников, повышение уровня жизни населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.
Несмотря на различные структуры топливно-энергетических комплексов стран ЕАЭС, взаимное уважение и осознание возможных негативных последствий от ухудшения состояния национальной энергетической безопасности государства-члена для всех участников объединения позволяют достигать беспрецедентного уровня взаимопонимания, доверия и учета национальных энергетических интересов между государствами-членами, а также создают предпосылки для формирования единого видения государств-членов по актуальным вопросам международной энергетической повестки.
Таким образом, в рамках ЕАЭС складывается уникальная система взаимоотношений в энергетической сфере, направленная на реализацию энергетического потенциала каждого участника и в перспективе оказывающая значительный положительный эффект для сотрудничества ЕАЭС и стран-партнеров.
Вопросы к обсуждению:
основные факторы устойчивости евразийской интеграции;
изменение международного энергетического ландшафта и его влияние на евразийскую экономическую интеграцию;
влияние на энергетический комплекс развития интеграционных процессов в смежных отраслях;
форматы взаимодействия стран ЕАЭС и государств-партнеров в энергетической сфере;
перспективы активизации диалога ЕАЭС и международных организаций с участием его государств-членов;
стратегическое видение будущего евразийской интеграции.
Участники сессии – руководители органов государственной власти стран-партнеров ЕАЭС, а также руководители крупнейших энергетический компаний на пространстве ЕАЭС.
Сергей Цивилев — Министр энергетики Российской Федерации
Гнел Саносян — Министр территориального управления и инфраструктур Республики Армения
Геворг Папоян — Министр экономики Республики Армения
Алмасадам Саткалиев — Министр энергетики Республики Казахстан
Таалайбек Ибраев — Министр энергетики Кыргызской Республики
Николай Шульгинов — Министр энергетики Российской Федерации
ЕАЭС для бизнеса: создание условий для интенсификации взаимодействия
Евразийская экономическая интеграция предоставила бизнесу значительные возможности по упрощению доступа на емкий общий рынок.
Обеспечение комфортного климата для бизнеса в ЕАЭС – принципиально важная задача, решение которой необходимо для повышения рыночной привлекательности товаров и услуг, и, соответственно, для ускорения темпов роста национальных экономик. Вместе с тем одной из основных проблем для развития бизнеса в ЕАЭС является недостаточная информированность о возможностях, предоставляемых правом ЕАЭС. Поэтому на повестке дня стоят вопросы повышения эффективности интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, что будет способствовать реализации совместных перспективных проектов, развитию национальных экономик и раскрытию экспортного потенциала товаров и услуг стран ЕАЭС.
Успешному развитию бизнеса в государствах – членах ЕАЭС будет способствовать функционирование в рамках ЕАЭС единого рынка услуг (ЕРУ). Важное значение приобретают дальнейшее совершенствование механизмов ЕРУ и активизация работы по его дальнейшему расширению в соответствии с планами либерализации.
Каков вклад интеграционных процессов в развитие бизнеса на евразийском пространстве?
Как оценить позитивное влияние евразийского интеграционного проекта на улучшение бизнес-климата в ЕАЭС?
Как используя евразийскую интеграцию, достичь синергетического эффекта при масштабировании бизнеса?
Как преобразовать центробежные силы национального протекционизма в центростремительные силы интеграции?
Вопросы для обсуждения
как снизить риски и устранить проблемы для ведения бизнеса в рамках ЕАЭС?
улучшение делового климата с учетом наилучших международных и национальных практик;
какое значение имеет ЕРУ для развития бизнеса в государствах – членах ЕАЭС и каковы перспективы его расширения?
расширение оценки влияния регулирования в рамках ЕАЭС на условия ведения бизнеса: новые горизонты;
система ключевых показателей и индикаторов, характеризующих влияние процессов евразийской экономической интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности: первые результаты внедрения;
Консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС: версия 2.0 – «перезагрузка» в целях углубления диалога Комиссии с бизнесом;
обеспечение свободы предпринимательства как основа для развития интеграционных процессов;
от самодостаточности и импортозамещения к экспортной ориентации и товарной экспансии на внешние рынки – переход на качественно новый уровень позиционирования ЕАЭС.
Бахыт Султанов — Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Евразийская экономическая комиссия
Арсен Казарян — Президент союза промышленников и предпринимателей Республики Армения/
Александр Шохин — Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Тимур Жаркенов — Заместитель председателя, член правления, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Данил Ибраев — Президент, Кыргызский союз промышленников и предпринимателей (КСПП)
Александр Панасюк — Первый заместитель председателя, Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП»
Антонио Луис Каррикарте Корона — Президент Торговой палаты Республики Куба
Даврон Вахабов — Председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан
Самад Хасанзаде — Президент Иранской палаты по торговле, промышленности, горному делу и сельскому хозяйству
Анна Жубан-Бре — секретарь Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (видеообращение)
Внутренний рынок Евразийского экономического союза: вызовы, перспективы (по приглашениям)
В рамках совместной масштабной работы по построению общего внутреннего рынка союза, продвижения к обеспечению свобод перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы остается актуальным вопрос стратегического развития внутреннего рынка ЕАЭС
Вопросы для обсуждения:
обеспечение 4-х свобод: достигнутые результаты по сферам регулирования и направления работы на перспективу (переход от этапа стремления к этапу фактического обеспечения);
подходы и этапы сокращения правовых пробелов Союза;
взаимодействие Комиссии и Суда ЕАЭС: роль судебных органов в обеспечении беспрепятственного функционирования внутренних рынков;
роль Методологии квалификации препятствий на современном этапе: новые подходы
роль оборота данных в обеспечении устойчивого функционирования внутреннего рынка Союза.
Варос Симонян — Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям, Евразийская экономическая комиссия
Нарек Терян — Заместитель Министра экономики Республики Армения
Алеся Абраменко — Заместитель Министра экономики Республики Беларусь
Жанель Кушукова — Вице-министр торговли и интеграции Республики Казахстан
Назарбек Малаев — Заместитель Министра экономики и коммерции Кыргызской Республики
Дмитрий Вольвач — Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Алексей Дронов — Председатель Суда Евразийского экономического союза
Заседание совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов ЕАЭС (по приглашениям)
Цифровые тренды в деятельности таможенных органов: теория и практика
С развитием технологий и цифровизации все большую роль в деятельности таможенных органов начинают играть цифровые технологии. Новые цифровые направления в деятельности таможенных органов включают в себя использование современных информационных систем для улучшения эффективности и прозрачности процессов, а также повышения безопасности и защиты границ.
На сегодняшний день одним из приоритетов является построение модернизированной модели единой системы таможенного транзита Союза, основанной на цифровых технологиях, открытой для третьих стран, включающей применение навигационных пломб и возможность внедрения единых гарантийных механизмов.
Цифровизация этого сектора увеличит объем транзитных грузоперевозок и повысит качество услуг для всех участников процесса. Внедрение современных цифровых технологий поможет таможенным органам успешно справляться с вызовами современного мира и обеспечить безопасность и законность торговых операций.
Как будет развиваться таможенное регулирование в современных условиях, влияние цифровых решений и информационных таможенных технологий, внедрение современных IT- технологий, использование цифровых инструментов и платформ в таможенной сфере в целях развития транзита и упрощения трансграничной торговли, эти и другие вопросы будут рассмотрены в ходе панельной дискуссии.
Вопросы для обсуждения:
инновационные технологии и решения, применяемые в работе таможенных органов;
вызовы и трудности, возникающие при внедрении цифровых технологий в деятельность таможенных органов;
перспективы развития транзита в рамках ЕАЭС с использованием цифровых технологий;
построение модернизированной модели единой системы таможенного транзита Союза открытой для третьих стран;
перспективы и условия применения единой системы таможенного транзита Союза третьими странами;
ускорение международной торговли и глобализации с помощью перспективных таможенных технологий;
концепция «умного» выпуска товаров в белорусской таможне: от идеи до реализации;
внедрение перспективных таможенных технологий, направленных на развитие внешней торговли.
Руслан Давыдов — Исполняющий обязанности руководителя, Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Ашот Мурадян — Заместитель председателя, Комитет государственных доходов Республики Армения
Андрей Большаков — Заместитель председателя, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Ержан Биржанов — Вице-министр финансов Республики Казахстан
Элнура Мамбетжунушева — Заместитель председателя, Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики
Сергей Шкляев — заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
Тадзио Шиллинг — Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ)
Ян Сондерс — Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТамО)
Нгуен Ван Кан — Генеральный директор Главного таможенного управления Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам
Цифровая трансформация торговли в ЕАЭС: от контуров к реализации
Цифровые технологии трансформируют каждый элемент мировой экономики, и международная торговля здесь не является исключением. Хозяйствующие субъекты все чаще покупают товары и услуги с использованием различных цифровых технологий, а многие сделки, которые раньше требовали бумажного оформления совершаются в цифровом формате.
Такая ситуация характерна и для Евразийского экономического союза. Поэтому в декларации «Евразийский экономический путь», подписанной президентами государств – членов ЕАЭС, в качестве одного из перспективных направлений развития ЕАЭС выделена цифровая торговля. Цифровая торговля, в свою очередь, в широком понимании включает в себя как традиционную цифровизацию торговой деятельности (платежи, электронные документы и документооборот), так и новые сферы взаимодействия в торговле, а именно расширение применения искусственного интеллекта и его внедрение во всех областях торговли и логистики.
Учитывая такие общие проблемы, на пространстве ЕАЭС необходимо создать общую, прозрачную и гибкую среду для цифровой трансформации торговли.
Целью данной сессии является обмен мнениями между Евразийской экономической комиссией, представителями уполномоченных органов и бизнес-сообщества государств – членов ЕАЭС, представителей международных организаций о контурах и краеугольных элементах цифровой трансформации торговли в Евразии.
Вопросы для обсуждения
ключевые направления цифровой трансформации торговли в ЕАЭС;
упрощение и цифровизация логистики;
обеспечение бесперебойного использования электронных контрактов и выставления счетов;
развитие торговли цифровыми товарами;
цифровая аутентификация и идентификация субъектов сделки;
новые тенденции и технологии в цифровой торговле.
Олег Полетаев — Директор по развитию цифрового бизнеса группы «Интерфакс»
Андрей Слепнев — Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия
Назарбек Малаев — Заместитель Министра экономики и коммерции Кыргызской Республики
Ненад Попович — Министр по международному экономическому сотрудничеству Республики Сербия
Светлана Чупшева — Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
Ян Дюваль — Начальник управления по торговой политике и упрощению торговли ЭСКАТО (online)
Юлия Шленская — Президент ГК «КВТ»
Сергей Плуготаренко — Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
Женис Осербай — Генеральный директор QazTrade
Андрей Незнамов — Управляющий директор – начальник центра регулирования AI, ПАО Сбербанк
Анна Рябова — Заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Представители Кыргызской Республики
Встреча руководителей национальных статистических служб государств – членов Евразийского экономического союза
Доступность, своевременность и качество статистической информации – основные факторы, оказывающие влияние на принятие управленческих решений по развитию стран и повышению благосостояния населения.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге главы государств Евразийского экономического союза подписали Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».
Одним из направлений развития экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал определено развитие статистической информации ЕАЭС. В целях дальнейшего развития статистики Союза в интересах максимально полного удовлетворения расширяющихся информационных потребностей пользователей в качественных, пользующихся доверием, статистических данных для анализа процессов функционирования и развития ЕАЭС предстоит разработать и утвердить Программу развития интеграции в сфере статистики Евразийского экономического союза до 2030 года с учетом стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и новых источников данных.
Вопросы для обсуждения:
о Программе развития интеграции в сфере статистики Евразийского экономического союза на 2026 – 2030 годы;
о Плане по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь»;
о цифровизации статистической отрасли;
о стратегиях/планах развития национальных статистических служб государств – членов Евразийского экономического союза.
Эльдар Алишеров — Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству, Евразийская экономическая комиссия
Азамат Оросбаев — директор Департамента статистики Евразийской экономической комиссии
Наталья Игнатова — заместитель директора Департамента статистики Евразийской экономической комиссии
Степан Мнацаканян — Президент статистического комитета Республики Армения
Инна Медведева — Председатель Национального статистического комитета Республики
Жасер Джаркинбаев — Заместитель руководителя, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (online)
Бактыбек Кудайбергенов — Председатель Национального статистического комитета Кыргызской Республики
Сергей Егоренко — Заместитель руководителя, Федеральная служба государственной статистики
Заседание консультативного комитета по государственным закупкам
Бизнес-диалог ЕАЭС – Иран: панельная дискуссия
B текущих условиях активного становления многополярного мироустройства укрепляется значимость и влияние интеграционных объединений и интеграционных процессов между традиционными торговыми партнерами.
Углубление интеграционных процессов создает возможности для дальнейшего расширения торговли, в том числе диверсификации ее структуры, между участниками такой интеграции, а также формирует прочную основу для торгово-экономического сотрудничества в широком понимании этого термина. B регионе Евразии, в свою очередь, активно укрепляются традиционные исторические связи и создаются новые форматы взаимодействия между ключевыми игроками.
Ярким примером этого процесса выступает формирование зоны свободной торговли между ЕAЭC и Ираном, которое осуществляется в два этапа.
Первый этап – реализация временного соглашения, в соответствии с которым пошлины на ограниченную номенклатуру товаров снижены или устранены с октября 2019 года. Hа сегодняшний день статистикой взаимной торговли наглядно продемонстрирована эффективность такого сотрудничества. Так, если по итогам 2019 года товарооборот между ЕAЭC и Ираном составил 2,4 млрд долл. CШA, то по итогам 2022 года этот показатель вырос более чем в 2,5 раза.
Второй этап – создание полноформатной зоны свободной торговли в соответствии с соглашением о свободной торговле, заключенным 25 декабря 2023 года, в рамках которого предусмотрено неприменение пошлин ухе в отношении почти 90% всей номенклатуры товаров. B то же время на повестке дня стоит ряд принципиальных вопросов, решения по которым должны быть найдены для создания дополнительных условий успешного развития торгово-экономических отношений:
логистика, транспортная связанность в рамках коридора «Север-Юг»;
кооперация в промышленности и сельском хозяйстве, продовольственная безопасность;
содействие увеличению объемов взаимной торговли и инвестиций;
вопросы взаиморасчетов;
иные перспективные направления сотрудничества, имеющие потенциал для развития.
Вопросы для обсуждения:
какие приоритетные задачи в части углубления сотрудничества ЕAЭC и Ирана?
каковы итоги реализации временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между ЕAЭC и Ираном, и ожидания от полноформатного соглашения о свободной торговле?
драйверы роста в новых условиях – торговля какими товарами обладает наибольшим нераскрытым потенциалом?
что необходимо для создания устойчивой инфраструктуры, обеспечивающей экономическое сотрудничество?
кооперация – наиболее приоритетные области сотрудничества?
какие решения в финансовой сфере ухе приняты и какие необходимо принять?
«Север-Юг» – каким видят коридор его участники?
Карен Иванов — Вице-президент, Торгово-промышленная палата Республики Армения
Мохаммадали Дехгхан Дехнави — Заместитель Министра промышленности, рудников и торговли, Руководитель Организации по содействию торговле Исламской Республики Иран
Андрей Слепнев — Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия
Сейед Мохаммад Аттабак — Министр промышленности, рудников и торговли Исламской Республики Иран
Александр Шохин — Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Данил Ибраев — Президент, Кыргызский союз промышленников и предпринимателей (КСПП)
Тимур Жаркенов — Заместитель председателя, член правления, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Нонна Каграманян — вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Презентация проектов Второго международного климатического конкурса «Зеленая Евразия»
Наблюдаемые глобальные климатические изменения оказывают непосредственное влияние на экономику стран ЕАЭС и БРИКС: все более уязвимыми становятся и население, и природные комплексы, и энергетические, агропромышленные, жилищно-коммунальные системы отдельных городов, областей и целых стран. В связи с этим особую актуальность получила тема развития, внедрения и масштабирования технологий низкоуглеродного развития и климатической адаптации, способствующих как минимизации ущерба от изменений климата, так и достижению целей устойчивого социально-экономического развития.
Агентство стратегических инициатив совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) второй год проводит наднациональный конкурс, направленный на выявление технологических лидеров «зеленой повестки» и популяризацию эффективных практик по климатической митигации и адаптации экономики к последствиям изменения климата.
В 2023 году на конкурс поступило 296 заявок, и география участников выходила за пределы стран ЕАЭС.
С учетом отклика зарубежных стран в 2024 году было принято решение расширить географию конкурса на все страны мира. В этом году на конкурс поступило более 300 практик из 12 стран, включая Китай, Египет, Иран, Индонезию, Камерун, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан.
Количество практик, поданных на конкурс, подтверждает тот факт, что вопросы климатического и экологического благополучия продолжают объединять жителей разных стран. Победителями и финалистами конкурса стали 57 лучших климатических практик, готовых к глобальному масштабированию.
Взаимный обмен передовым опытом и лучшими практиками в сфере экологии и климата между дружественными странами позволит ускорить экологическую трансформацию в ключевых отраслях экономики и обеспечить климатическую устойчивость стран.
В условиях быстро меняющегося мира необходимо объединить усилия для эффективного международного сотрудничества, которое будет способствовать устойчивому развитию государств, общества и бизнеса и взаимовыгодным отношениям. Цель мероприятия – создать площадку для обмена опытом и знаниями, установить новые деловые контакты и найти потенциальных партнёров.
Светлана Чупшева — Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
Михаил Макаров — Директор офиса международных связей, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
Татьяна Журавлева — Генеральный директор, Благотворительный фонд Андрея Мельниченко
Екатерина Кузьмина — Вице-президент ПАО «Промсвязьбанк»
Екатерина Салугина-Сороковая — Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Акционерное общество)
Андрей Саматов — Министр экологии и устойчивого развития Сахалинской области, проект «Реализация эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области»
Альберт Бикмурзин — заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам ООО «Газпром энергохолдинг», проект «Комфорт большого города: переключение тепловых нагрузок как основа энергоэффективности Москвы»
Игорь Губенко — Исполнительный директор ПАО Сбербанк / Директор Центра сертификации низкоуглеродной энергии, проект «Реестр низкоуглеродной энергии»
Владислав Иванов — СЕО практики, директор по развитию ООО «ТЕРМОПОЛ», проект «Полирециклинг»
Артем Седов — генеральный директор ООО «Большая Тройка», проект «Комплексная автоматизация процессов операторов по обращению с отходами (АПРО)»
Илья Пестриков — дирекция по устойчивому развитию АО «РУСАЛ Менеджмент», проект «Лесной климатический проект РУСАЛа по авиационной охране лесов от пожаров»
АО «ДОМ.РФ», проект «Программа поддержки «зеленого» проектного финансирования»
ПАО Сбербанк, проект «Ответственное потребление энергии»
«Газпромбанк» (Акционерное общество), проект «Дебютный выпуск зеленых облигаций Газпромбанка»
Совместное заседание Евразийской экономической комиссии и Регионального содружества в области связи (мероприятие в формате 5+)
Министерская встреча высокого уровня в формате взаимодействия ЕАЭС+ с целью углубления международного сотрудничества в области связи и информационно-коммуникационных технологий
Вопросы для обсуждения:
оценка уровня цифровизации государств-членов на основе статистических данных и показателей, характеризующих уровень развития ИКТ. Обзор методик, используемых для оценки уровня цифровизации;
оборот данных на пространстве Евразийского экономического союза. Разработка международного договора о трансграничной передаче данных;
возможные шаги для взаимного признания систем идентификации и аутентификации граждан государств-членов;
сотрудничество в сфере искусственного интеллекта. Обмен передовым опытом и наилучшими практиками;
рассмотрение проекта Плана мероприятий («дорожной карты») по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и РСС на 2024-2027 годы.
Мхитар Айрапетян — Министр высокотехнологической промышленности Республики Армения
Константин Шульган — Министр связи и информатизации Республики Беларусь
Жаслан Мадиев — Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Нурия Кутнаева — Министр цифрового развития Кыргызской Республики
Максут Шадаев — Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бег Сабур — Председатель Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан
Хаджимырат Худайгулыев — Председатель Агентства «Туркменарагатнашык» Туркменистана («Turkmenaragatnaşyk»)
Шерзод Шерматов — Министр цифровых технологий Республики Узбекистан
Алексей Бородин — генеральный директор Исполнительного комитета РСС
Транспортная сопряженность Евразии: образ будущего
В последние годы экономики всех стран мира столкнулись с беспрецедентными вызовами и испытаниями. Традиционные транспортно-логистические маршруты и формы делового взаимодействия претерпели существенные изменения.
Активно внедряются инновационные и цифровые технологии в сфере транспорта. В этом контексте взаимодействие интеграционных объединений ЕАЭС, СНГ и ШОС обладают колоссальным потенциалом для формирования нового транспортного- логистического образа будущего Евразии.
Панельная сессия станет площадкой прямого взаимодействия представителей органов государственной власти, научных и экспертных кругов по наиболее актуальным вопросам развития транспорта, а также укрепления межрегиональных связей и формирования кооперационного сотрудничества на евразийском пространстве.
Вопросы для обсуждения:
региональные меры по поддержанию устойчивого транспортного сообщения, связуемости территорий и мобильности;
современные тенденции рынка логистических услуг, мультимодальности транспорта, контейнеризации грузов, роль видов транспорта в их развитии;
цифровая трансформация и развитие безбумажных технологий как ключевые факторы качественного экономического развития. Интеллектуальные транспортные системы;
формирование функциональной инфраструктуры, механизмов регионального и межрегионального взаимодействия по развитию международных транспортных коридоров, реализация совместных проектов в приоритетных сферах партнерства;
мультипликативный эффект «сухого порта» и перспективы развития в Евразии;
наука и образование для транспорта: взгляд в будущее;
реализация Соглашения о применении в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок;
создание информационно-коммуникационной «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.
Лариса Коршунова — директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА»
Арзыбек Кожошев — Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, Евразийская экономическая комиссия
Гнел Саносян — Министр территориального управления и инфраструктур Республики Армения
Алексей Ляхнович — Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Марат Карабаев — Министр транспорта Республики Казахстан
Абсаттар Сыргабаев — Министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
Роман Старовойт — Министр транспорта Российской Федерации
Илхом Махкамов — Министр транспорта Республики Узбекистан
Фарзане Садег Малваджерд — Министр дорог и городского развития Исламской Республики Иран
Салех бин Насер Аль-Джасер — Министр транспорта и логистических услуг Королевства Саудовская Аравия
Николай Подгузов — Председатель Правления Евразийского банка развития
Геннадий Бессонов — Председатель Исполкома КТС Содружества Независимых Государств
Чжан Мин — Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества
Татьяна Молчан — Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)
Вэйминь Рен — Директор отдела транспорта Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
Вадим Захоренко — Руководитель представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии (IRU)
Мохаммед Жума Аль Шамиси — Генеральный директор группы компаний Abu-Dhabi Ports
Александр Климов — ректор Российского университета транспорта
Бизнес-диалог ЕАЭС – Куба
Республика Куба является традиционным торгово-экономическим партнером ЕАЭС в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Сотрудничество имеет глубокие корни, связывающие страну с государствами – членами Союза экономически и культурно. Вместе с тем его потенциал еще весьма далек от эффективной реализации.
С момента начала функционирования ЕАЭС Куба активно проявляет настрой на углубление диалога с Евразийской экономической комиссией, отмечая важность расширения торгово-экономических связей со всеми странами Союза.
Создана обширная основа для диалога: подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Правительством Кубы; в 2020 году Куба получила статус государства – наблюдателя при ЕАЭС; руководство страны принимает участие в заседаниях органов Союза; назначен постоянный представитель Кубы при ЕЭК, реализуется План совместных мероприятий на 2021 – 2025 гг.
ЕАЭС и Куба настроены и дальше эффективно развивать механизмы сотрудничества в целях интенсификации торговли, развития контактов деловых кругов, а также реализации кооперационных проектов в областях, представляющих взаимный интерес, между странами Союза и Республикой Куба.
Куба как надежный партнер Союза обладает потенциалом стать своего рода логистическим хабом между ЕАЭС и другими государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, учитывая участие страны в экономических соглашениях региона. Это могло бы содействовать упрощению доступа евразийских товаров на латиноамериканский рынок, что представляет особую актуальность с учетом текущих транспортных трудностей между евразийским и латиноамериканским регионами.
Вопросы для обсуждения:
Какие сферы обладают наибольшим потенциалом для углубления торгово- экономического сотрудничества между странами ЕАЭС и Кубой, и что могло бы способствовать большей вовлеченности государств – членов ЕАЭС в торгово- экономическое сотрудничество с Кубой?
С какими трудностями в транспортно-логистической сфере сталкивается бизнес стран ЕАЭС и Кубы, и что может способствовать их решению?
Каковы перспективы открытия производственных мощностей стран Союза на Кубе, в том числе особой зоне развития «Мариэль»?
Какие возможности ЕАЭС дает сотрудничество с Кубой с учетом ее членства в региональных объединениях Латинской Америки и Карибского бассейна для расширения доступа евразийских товаров на латиноамериканский рынок?
Как расширить расчеты в национальных валютах во взаимной торговле?
Каковы перспективы на Кубе для бизнеса и инвесторов стран ЕАЭС в различных отраслях туристической области, включая образовательный, корпоративный, медицинский туризм?
Сергей Михневич — Управляющий директор по международному многостороннему сотрудничеству и интеграции, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Гоар Барсегян — член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии
Элой Альварес Мартинес — Министр промышленности Республики Куба
Маури Эчаваррия Бермудес — Заместитель Министра сельского хозяйства Республики Куба
Мария дель Кармен Орельяна Альварадо — первый заместитель Министра по туризму Республики Куба
Антонио Луис Каррикарте Корона — Президент Торговой палаты Республики Куба
Андрей Гуськов — Заместитель директора Латиноамериканского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации
Еулогио Пиментел Васкес — Вице-президент группы БиоКубаФарма
Армен Мартиросян — Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА)
Диего Владимир Кастилья Кабрера — Президент Научно-технологического парка Матансас
Роберто Энрикес Кальсадилья — Вице-президент туристической группы Gaviota Group
Тересита де ла Каридад Трухильо — Специалист по взаимодействию с бизнесом Особой Зоны развития «Мариэль»
Идания Кабальеро Торрес — Директор представительства БиоКубаФарма в Российской Федерации
Совет руководителей органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС (по приглашениям)
Бизнес-диалог ЕАЭС – Иран: круглый стол по инструментам содействия торговле и инвестициям
В декабре 2023 года подписано полноформатное Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, предусматривающее установление беспошлинного режима торговли в отношении 90% товарной номенклатуры.
По экспертным оценкам вступление Соглашения в силу позволит нарастить товарооборот ЕАЭС с Ираном на 50-90% к текущему объему, учитывая создание возможностей для наращивания торговли по недостаточно развитым сегментам товаров.
Это важный шаг на пути построения полноценных преференциальных экономических отношений между Ираном и государствами-членами ЕАЭС, которые должны основываться на принципах равноправного и взаимовыгодного партнерства, при этом базируясь на международных торговых нормах и принципах.
Однако для полноценной реализации Соглашения видится важным не только привлечь внимание бизнес-сообществ наших стран к новым возможностям, открывающимся в соответствии с данным Соглашением, но и детально обсудить практические аспекты работы.
Вопросы к обсуждению:
вопросы развития торгово-экономических связей Союза и Ирана и формирование финансово-банковской инфраструктуры;
особые экономические зоны для инвесторов: новые возможности;
отдельные аспекты исламского финансирования, как новый драйвер развития международного сотрудничества;
актуальные вопросы финансирования и технологического развития производственных предприятий ЕАЭС;
инвестиции в транспортную инфраструктуру;
взгляд институциональных инвесторов на ESG и устойчивое финансирование: глобальный и национальный контекст.
Сергей Красильников — Вице-президент – управляющий директор управления международного двустороннего сотрудничества, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Анна Донченко — Торговый представитель Российской Федерации в Республике Армения
Виктор Фокин — Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области
Хачатур Марозян — Председатель Международной ассоциация юристов и психологов
Аарон Чилингарян — Партнер, Руководитель налогового и юридического отдела ЗАО «Би-Ди-О акаунтинг, такс энд лигал», член Совета СППА, член Делового совета ЕАЭС-Иран
Татев Аветисян — сооснователь бизнес клуба «Партнерс» и маркетинговой компании «Глобал медиа хаус»
Президиум Делового совета ЕАЭС (по приглашениям)
Деловой совет ЕАЭС – постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов, объединяющий крупнейшие деловые ассоциации государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Армения, Союз некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Республики Беларусь, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», Кыргызский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
30 сентября 2024 г. в закрытом формате состоится очередное заседание президиума Делового совета ЕАЭС, на котором его участники обсудят ключевые вопросы повестки дня евразийской интеграции, включая приоритеты армянского председательства, а также актуальные задачи евразийского делового сообщества
Бизнес-диалог ЕАЭС – Иран: круглый стол для компаний промышленного сектора
В декабре 2023 года подписано полноформатное Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, которое в настоящее время проходит внутригосударственные процедуры в государствах – членах Союза, предусматривающее установление беспошлинного режима торговли в отношении 90% товарной номенклатуры. По экспертным оценкам вступление Соглашения в силу позволит нарастить товарооборот ЕАЭС с Ираном на 50-90% к текущему объему, учитывая создание возможностей для наращивания торговли по недостаточно развитым сегментам товаров.
В промышленном секторе уступки Ирана охватывают основные традиционные товары экспортного интереса ЕАЭС, в частности: продукцию металлургической отрасли, включая горячекатаный и холоднокатаный прокат, ферросплавы, трубы различного диаметра, готовые изделия из металлов, продукцию лесопромышленной отрасли, включая сырье и продукцию второго передела (фанера, картон, бумага), товары химической промышленности (ПАВы, клеи, растворители). В свою очередь для производителей Ирана с принятием Соглашения открываются дополнительные возможности для реализации совместных проектов в сфере машиностроения (совместное производство автомобилей, в том числе грузовых, локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов), в сфере деревообрабатывающей промышленности и в горно-металлургическом комплексе.
В целом, статистика товарооборота промышленных товаров ЕАЭС с Ираном демонстрирует положительную динамику: в 2023 году по сравнению с 2022 годом экспорт вырос на 42%, а импорт – на 15,6%.
В ходе дискуссии участники обсудят практические вопросы развития торгово-экономических связей Союза и Ирана в сфере промышленности, оценят возможности для наращивания взаимных поставок, обсудят вызовы, с которыми сталкиваются компании при осуществлении поставок и решение которых необходимо для создания наиболее благоприятных условий для реализации создаваемых Соглашением выгод.
Вопросы к обсуждению:
перспективы увеличения поставок промышленной продукции;
вызовы, с которыми сталкиваются поставщики промышленной продукции на рынках ЕАЭС и Ирана;
выгоды отдельных отраслей промышленности по Соглашению о ЗСТ с Ираном;
перспективы реализации совместных кооперационных проектов в сфере промышленности и совместных производств;
приоритетные отрасли промышленности для реализации совместных инвестиционных проектов.Сергей Игитян — Руководитель Департамента международных проектов ООО МСК «БЛ ГРУПП»
Серго Курбанов — Вице-президент АО «ТМХ»
Армен Нерсисян — Учредитель, директор, ООО «Кредит партнер»; член ревизионной комиссии, Союз промышленников и предпринимателей Армении (СППА)
Бизнес-диалог ЕАЭС – Иран: круглый стол для компаний аграрного сектора
В декабре 2023 года подписано полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее – Соглашение), предусматривающее установление беспошлинного режима торговли в отношении 90% товарной номенклатуры.
По экспертным оценкам вступление Соглашения в силу позволит нарастить товарооборот ЕАЭС с Ираном на 50-90% к текущему объему, учитывая создание возможностей для наращивания торговли по недостаточно развитым сегментам товаров.
В рамках Соглашения Иран откроет доступ на свой рынок сельскохозяйственной продукции для таких ключевых товаров экспортного интереса ЕАЭС как: мясо крупного рогатого скота, баранина, курица (в рамках тарифной квоты), куриные яйца, пшеница, ячмень (в рамках тарифных квот), растительные масла (подсолнечное, соевое, рапсовое), сахар (в рамках тарифной квоты), шоколадные и кондитерские изделия, минеральные воды.
В свою очередь ЕАЭС либерализует для Ирана доступ на свои рынки сельскохозяйственной продукции для таких товаров как: свежие фрукты, включая яблоки, орехи, цитрусовые, киви, овощи, в частности, картофель, томаты, огурцы, перец, а также готовые пищевые продукты. Что касается текущих показателей торговли, то импорт сельскохозяйственных товаров из Ирана в 2023 году вырос на 4,9% с 897 до 941 млн долл. США по сравнению с 2022 годом.
Участники круглого стола обсудят перспективные направления сотрудничества в сфере сельского хозяйства, оценят возможности для наращивания взаимных поставок, обсудят вызовы, с которыми сталкиваются компании при осуществлении поставок и решение которых необходимо для создания наиболее благоприятных условий для реализации создаваемых Соглашением выгод.
Вопросы к обсуждению:
перспективы увеличения поставок сельскохозяйственной продукции;
вызовы, с которыми сталкиваются поставщики сельскохозяйственной продукции;
«Евразийский агроэкспресс»: оценка возможных эффектов на торговлю;
аспекты логистики при торговле сельскохозяйственной продукцией;
возможности для обмена технологиями и инновациями в аграрном секторе;
перспективы развития транзита сельскохозяйственном продукции через Иран в страны Персидского залива;
перспективы укрепления фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Дмитрий Антонов — Вице-президент ГАП «Ресурс», член Генерального совета, бизнес-посол «Деловой России» в Иране
Ксения Боломатова — заместитель Генерального директора АО «ОЗК»
Алевтина Кириллова — Генеральный директор, АНО по содействию в развитии агропромышленной деятельности «Евразийская агрологистика»
Андрей Бодин — исполнительный директор «Евразийской ассоциации сахаропроизводителей»
Бизнес-диалог ЕАЭС – Иран: круглый стол по вопросам транспорта и логистики
В декабре 2023 года подписано полноформатное Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, предусматривающее установление беспошлинного режима торговли в отношении 90% товарной номенклатуры.
По экспертным оценкам вступление Соглашения в силу позволит нарастить товарооборот ЕАЭС с Ираном на 50-90% к текущему объему, учитывая создание возможностей для наращивания торговли по недостаточно развитым сегментам товаров. В рамках Соглашения ЕАЭС получит беспошлинный доступ на рынок Ирана по таким видам продукции как: железнодорожное оборудование, тракторы, отдельные виды грузовых автомобилей, спецтехника. Вместе с широким товарным охватом будущего соглашения о свободной торговле, предусмотрены также положения по секторальному сотрудничеству между нашими странами, что в текущей ситуации становится особенно актуальным. Сейчас взаимодействие ЕАЭС и Ирана развивается буквально по всем направлениям и затрагивает все отрасли.
При этом вместе с созданием необходимых регуляторных условий в торговле товарами, критически важно осуществить донастройку транспортной инфраструктуры, которая может быть успешно реализована в рамках формирования новых логистических коридоров и цепочек добавленной стоимости.
Потенциал МТК «Север – Юг» еще не раскрыт в полной мере, однако проводится последовательная работа по созданию и развитию евразийских транспортных коридоров и реализации значимых инфраструктурных проектов на евразийском пространстве.
Транспортные системы государств-членов позволяют обеспечить оптимальную транспортную связуемость, соединяющую Европу и Азию по кратчайшему расстоянию.
Признавая важность сотрудничества в транспортно-логистической сфере, Соглашением предусмотрено формирование Подкомитета по сотрудничеству в сфере транспорта и транзита, на площадке которого стороны смогут рассматривать актуальные вопросы в данной сфере.
Вопросы к обсуждению:
Международный транспортный коридор «Север-Юг»: оценка эффектов на торговлю между ЕАЭС и Ираном;
транспортный каркас как фактор устойчивой экономики и стабильности во время турбулентности геополитических процессов;
на пути к «зеленой» трансформации транспорта;
расширение горизонтов транспортной интеграции между ЕАЭС и Ираном;
логистика-2025: риски и возможности для бизнеса ЕАЭС и Ирана;
вызовы и тренды логистики, технологии бесшовной логистики во взаимодействии с ключевым торговым партнером;
борьба за новые рынки: роль транспорта.
Нонна Каграманян — вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Марат Зембатов — Директор Центра междисциплинарных исследований ВШЭ (online)
Лариса Коршунова — директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА»
Общественная приемная для бизнеса
Общественная приемная блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК - открытая площадка для прямого диалога с бизнес-сообществом ЕАЭС, в рамках которой представляется деятельность в сфере обеспечения конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, обсуждаются проблемные вопросы бизнеса и пути их решения.
В рамках Общественных приемных проводятся индивидуальные консультации, в ходе которых эксперты ЕЭК в формате тет-а-тет дают соответствующие разъяснения хозяйствующим субъектам.
Трансляция Общественной приемной будет также осуществляться на платформе YouTube с возможностью задать вопрос и оставить комментарии.
Все материалы размещаются на сайте Комиссии на странице «Общественная приемная» (https://eec.eaeunion.org/comission/direction/caa/public_reception/).
Участники мероприятия: представители бизнес-сообщества, государств – членов ЕАЭС, иные участники Евразийского экономического форума, представители блоков ЕЭК
Вопросы для обсуждения:
о видах нарушений общих правил конкуренции: злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, недобросовестная конкуренция;
о порядке подачи заявления о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС;
о компетенциях ЕЭК и органов по конкуренции государств-членов ЕАЭС на трансграничных рынках;
о делах по нарушениям общих правилах конкуренции, рассмотренных ЕЭК;
иные вопросы, интересующие бизнес;
индивидуальные консультации.
Максим Ермолович — член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии
Шушан Саргсян — Член, Комиссия по защите конкуренции Республики Армении (online)
Сергей Максимов — директор Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии
Официальный прием от имени организационного комитета Форума (по приглашениям)
Цифровизация АПК в контексте обеспечения прослеживаемости сельхозпродукции и развития торговли
Развитие цифровизации в агропромышленном комплексе может стать ключевым элементом перехода к Индустрии 4.0, обеспечивая цифровую трансформацию отрасли. Важнейшее значение в этом процессе принадлежит торговле – формированию доверительной экосистемы обращения сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС на бездокументарной основе, что будет стимулировать цифровизацию большого массива данных на протяжении всей производственно-сбытовой цепочки и обеспечивать прослеживаемость сельскохозяйственной продукции.
К числу мер по развитию цифровизации АПК в рамках ЕАЭС можно отнести подписание 31 июля 2023 года Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию. Соглашение запланировано к вступлению в силу не ранее 1 июня 2026 года и направлено на расширение практики применения во взаимной торговле неэмиссионной ценной бумаги – складского свидетельства на сельскохозяйственную продукцию, выпуск которого осуществляется в бездокументарной форме.
В рамках проводимой государствами-членами работы по выстраиванию национальной системы обращения складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию представляет интерес обмен опытом реализации цифровых проектов в области сельского хозяйства в государствах - членах ЕАЭС.
Вопросы для обсуждения:
потенциал цифровизации АПК в обеспечении прослеживаемости сельскохозяйственной продукции;
складские свидетельства как инструмент развития взаимной торговли в рамках ЕАЭС;
цифровые проекты государственных органов и бизнеса, направленные на развитие торговли в сельском хозяйстве.
Нонна Каграманян — вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Гоар Барсегян — член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии
Олег Кобяков — Директор отделения по связям с Российской Федерацией, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)
Даниэла ди Джанантонио — Руководитель группы цифрового сельского хозяйства Регионального представительства Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в Европе и Центральной Азии (ФАО ООН)
Арно Пети — Исполнительный директор Международного совета по зерну
Манас Байтореев — руководитель отдела ценных бумаг АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов Республики Казахстан
Светлана Алексеева — Заместитель руководителя, руководитель цифровой трансформации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Алексей Клецко — директор направления сельское хозяйство и возобновляемые ресурсы, розничная торговля и потребительские товары, банки и финансовый сектор ООО «Яков и Партнёры»